Материалы сайта защищены авторским правом согласно Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ ЗАПРЕЩЕНО.

Влияние режима на формирование детской психики

Добавить в закладки:

Когда подрастало нынешнее поколение родителей, необходимость режима для ребенка абсолютно не обсуждалась, по-иному казалось, и быть не могло. Младенцев кормили и укладывали спать тогда, когда это было предписано.

Влияние режима на формирование детской психики

Жизнь детей постарше в детских садах, на «продленке» и в летних пионерских лагерях тоже протекала строго по часам. Никто и никогда не сомневался в сакральном значении режима.


Что же происходит сейчас? В начале 1990-х годов рухнул «железный занавес», отгораживавший советскую империю от остального мира. Кроме всевозможных товаров, кинофильмов и музыки с Запада к нам докатилась и так называемая «антиавторитарная волна» в педагогике. Ее основная идея заключается в том, что родители не вправе диктовать детям, как те должны себя вести, когда именно им нужно ложиться спать и сколько времени отводить на просмотр телепередач. Ребенок, чью свободную личность, как считается, ни в коем случае не следует подавлять, сам знает, что ему надо.


Когда современные родители слышат о том, что система разумных запретов всетаки необходима, они нередко выдвигают такой контраргумент: «А как же японские дети растут без слова «нельзя»? Что ж, действительно, в Японии поведение ребенка до определенного возраста ничем не ограничивается, зато впоследствии он попадает в систему, жесточайшим образом регулируемую возрастными и сословными запретами. Нам и в страшном сне не приснится бесчисленное количество всевозможных ограничений, которое обязан вызубрить японский подросток! Как русский человек не может полностью переключиться на японскую кухню без ущерба для здоровья, как российский климат не предполагает возможность выращивать экзотические растения в открытом грунте, точно так же не получится получить положительные результаты, бездумно привив к нашей культуре часть чужой системы воспитания, вырванную из широкого социального контекста.


Сравнительно недавно получил распространение и оккультный миф о так называемых «детях индиго», у которых, якобы отмечается особенно яркое свечение ауры. По мнению адептов этой «теории», такие дети просто не воспринимают запреты. Звучит все это совершенно смехотворно, но, как ни странно, порой этот миф всерьез подхватывают даже люди с высшим образованием. Опасность состоит в том, что эти россказни маскируют различные расстройства нервной системы. Ребенка нужно вести к невропатологу и вовремя корректировать мозговую дисфункцию, а родители продолжают твердить о «шестой расе», представители которой не подчиняются законам «пятой расы» по определению!


В результате широкого распространения всей этой чепухи многие сделали вывод о том, что режим вообще не нужен ребенку. Родители перестали укладывать младенцев вовремя, стало модным утверждать, что двухлетний ребенок вполне может отказаться от дневного сна и сам знает, когда и что ему следует есть.


Как практикующий психолог и мать я ответственно заявляю: без режима и порядка, продиктованного родительскими установками и предписаниями, вырастить ребенка со стабильной психикой практически невозможно! Причем, чем младше ребенок, тем более ему необходима опора в виде строгого распорядка дня.


Только пятая часть детей, флегматики, в состоянии заснуть самостоятельно, остальные 80% — холерики и сангвиники нуждаются в помощи, поскольку нередко пребывают в состоянии крайнего перевозбуждения. В таком состоянии очень сложно учиться, сложно реагировать на родительские уговоры.


Влияние режима на формирование детской психики

Следует вновь обратиться к здравому смыслу. В последнее время «антиавторитарная волна» пошла на спад, потому что дети, выросшие вне каких-либо запретов, обучаются намного хуже, а отношения в их семьях значительно осложняются. На Западе даже появились научные исследования, посвященные тому, как влияет неструктурированный день на детскую психику. Режим (а лучше сказать ритм) дня непременно должен организовывать жизнь ребенка, причем задавать его призваны именно родители, а не дети.


Если главным в семье оказывается ребенок, происходит колоссальный морально-нравственный перекос. Так вырастают дети-тираны, причем именно в тех семьях, где ребенок — единственный. С рождением братика или сестренки этой диктатуре первенца неизбежно приходит конец.


Семья — иерархически организованная структура, глава которой — отец. За ним следуют мама, дедушки и бабушки. Пока ребенок еще мал, ритм, задаваемый взрослыми, является основной канвой его жизни. Делегировать эту ответственейшую обязанность несмышленому человечку по меньшей мере странно.


Режим должен восприниматься малышом как непреложный закон мироздания. Ребенок должен понимать: это не злая причуда родителей, ущемляющих его индивидуальность, просто так живут все. Все дети до шести лет спят днем, и никаких исключений быть не может! Опытные матери знают: ребенок, который не поспал вовремя и столько, сколько следует, к вечеру чувствует себя совершенно вымотанным, причем чем он младше, тем теснее его нервозность связана с нарушением распорядка дня.


Начиная примерно с семи лет, можно уже ожидать того, что ребенок будет укладываться и засыпать самостоятельно, без помощи взрослых. Родители лишь должны осуществлять контроль над тем, чтобы все шло по плану. В этом возрасте наступает пора учиться распределять свое время и решать, сколько отвести на выполнение домашних заданий и сколько оставить на развлечения. Этот процесс также требует пристального наблюдения со стороны старших членов семьи.


Важно именно упорядочить жизнь ребенка, а не уничтожить в нем творческое начало! У перегруженных детей не остается времени на игры. Именно в игре и общении со сверстниками и состоит основная деятельность ребенка-дошкольника. Именно в них, а вовсе не в посещении всевозможных развивающих занятий, как кажется многим не в меру «ответственным» родителям.


Физиологическое благополучие малыша (по крайней мере до трех с половиной лет) напрямую зависит от соблюдения ими режима, однако и позже, когда ребенок начинает проявлять самостоятельность и демонстрировать свой характер, очень важно не сбиться с дороги. Основные режимные составляющие должны по-прежнему диктоваться ребенку взрослыми: когда и что следует есть, в котором часу укладываться в постель и сколько времени спать и гулять вправе решать только родители.


В семье непременно должна существовать четко очерченная область «взрослых» решений. Родители могут позволить ребенку выбрать, куда тот отправится играть с приятелями — на эту площадку или на другую, но принятие решения о том, гулять или не гулять вообще, находится за пределами детской компетенции. С самого раннего возраста должны быть определены обязанности ребенка по отношению к окружающим его людям, в противном случае у него сформируется потребительское отношение к семье.


Влияние режима на формирование детской психики

Режим порождает понимание: жизнь — не хаос, а космос, не анархия, а порядок. Привычка к ответственности и организованности отразится впоследствии на успеваемости в школе, потому что если предшествующие годы протекали хаотически, школьная дисциплина неизбежно вызовет стресс.


Могу предложить родителям такую рекомендацию: изготовьте плакат с расписанием. Если ребенок еще не умеет читать, то распорядок дня следует представить серией рисунков: вот малыш встал, вот почистил зубки, вот заправил кроватку, вот он одевается на прогулку. В картинках должна быть отражена вся последовательность ежедневных действий.


  • — Не хочу гулять! — капризничает малыш.
  • — А что у нас нарисовано на картинке?

Так все детки делают.


Школьники должны самостоятельно составлять свои письменные расписания.


Ближе к школе следует научить ребенка ориентироваться во времени. Он должен знать, что такое пять, десять минут или полчаса, что он должен успеть сделать за тот или иной отрезок времени. Я советую захронометрировать вместе с ребенком его основные дела: «Ты хочешь одеваться быстрее? Давай поучимся с таймером!»


Одна из извечных проблем — выполнение домашних заданий. Чтобы это занятие не растягивалось на долгие часы, ребенку предстоит усвоить азы так называемого тайм-менеджмента. Он должен знать, что если успеет сделать уроки вовремя и уложится в заложенный в его распорядке интервал, то перед ним откроется выбор интересных занятий: он сможет погулять, почитать, поиграть или просто поговорить с мамой. Важно, чтобы постепенно взрослые переставали отвечать за режим ребенка.


По данным физиологов, 85% людей проще жить, придерживаясь определенного жизненного ритма, то есть ложась спать и просыпаясь примерно в одно и то же время. Лишь 5–7% из нас испытывают дискомфорт от неукоснительного следования распорядку дня, но эти психологические особенности проявляются отнюдь не в детском возрасте. Дети изначально любят порядок, они к нему склонны.


Придерживаясь режима, человек на решение любой задачи затрачивает гораздо меньше сил, расходует значительно меньше жизненной энергии. В действие включается так называемый «динамический» или «временной» стереотип. Если человек ежедневно приступает к завтраку по часам, у него заранее начинает выделяться желудочный сок, если ложится спать в одно и то же время, его мозг загодя готовится к переходу ко сну. И это благоприятно сказывается на здоровье и самочувствии как взрослых, так и детей.



Комментарии читателей (0)








Контакты


Многоканальный прямой телефон:
8 (495) 665-2589

Многоканальный "Мегафон":
8 (925) 777-6395

Позвонить нам бесплатно или заказать обратный звонок можно здесь.

Адрес


Наш офис и склад, с которого производится самовывоз заказанных детских товаров, находится по адресу:
г.Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.16, стр.32

Режим "ТРИ ГОРОДА" для экспресс доставки

Мы доставляем заказы нашим покупателям курьерской службой "до двери":
по Москве - на следующий день, по С.-Петербургу и Н.Новгороду - через день после оформления заказа.

Мы принимаем к оплате


© Kidmaster.Ru 2004-2021 / владелец прав ООО "Кид Ритейл"